Что такое дисграфия у ребенка и как с ней бороться
Содержание
Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет дисграфия у детей. Вы узнаете, по каким причинам может развиваться данное состояние и, как с этим бороться, что делать, чтобы предотвратить.
Классификация
- Акустическая. Данная форма развивается при нарушениях с фонематическим слухом:
- малыш не способен дифференцировать близкие по произношению звуки;
- так со временем, при письме, в словах будут заменяться буквы, похожие акустически или артикуляционно;
- карапуз может путать, например, «б» с «п», «ш» с «с», «о» и «у», «р» и «л»;
- может не смягчать буквы на письме, например, слово «любит» напишет – «лубит».
- Моторная. Проявляется в проблемах с работой кисти при написании текстов. Также характерны проблемы с взаимосвязью моторных образов и зрительных. Может развиваться писчий спазм.
- Оптическая дисграфия у детей характеризуется несформированными зрительнопространственными функциями. К основным признакам данного состояния относят:
- малыш неправильно пишет буквы, в частности имеет место зеркальное изображение;
- ребенок путает визуально схожие буквы;
- может не дописывать части литер или добавлять к ним лишние кусочки.
Нужно знать, что написание текста слева направо наблюдается при повреждении мозга органического характера у левшей.
Оптическая форма разделяется на:
- вербальную — трудности при воспроизведении отдельных звуков;
- литеральную — буквы при написании искажаются, происходит замена визуально похожих, при этом сохраняется нормальное воспроизведение отдельных букв;
Возможные причины
- Наследственный фактор, который влияет на задержку в развитии определенных функций.
- Присутствие функциональных причин, влияющих на дислексию и задержку психоречевого развития, в частности длительное соматическое заболевание.
- Недоразвитость или поражение головного мозга, которое могло возникнуть в пренатальном, натальном или постнатальном периоде. Факторы, которые к этому приводят:
- асфиксия;
- менингит;
- патологии при вынашивании ребенка;
- травмы во время родовой деятельности;
- инфицирование;
- серьезное соматическое заболевание, влияющее на истощение нервной системы.
- Социально-психологические факторы, а именно:
- дефицит разговорной речи;
- неправильная речь окружающих, нечеткая;
- наличие двух языков в семье;
- невнимательность взрослых к развитию малыша;
- преждевременное обучение грамоте, когда еще отсутствует психологическая подготовленность.
Характерные признаки
О том, что у малыша имеет место дисграфия можно судить при наличии следующих симптомов:
- неразборчивый почерк;
- много ошибок при письме;
- неспособность различать «мягкий знак» и «р»;
- замена букв, находящихся в сильной фонетической позиции, например, малыш напишет слово «корофкий» вместо «короткий»;
- под диктовку малыш пишет крайне медленно;
- теряется одна буква в слове, например, вместо «окно» ребенок напишет «окн».
Диагностика
У ребенка проверяют:
- слух;
- письменное написание букв;
- развитие устной речи;
- остроту зрения;
- проверяют структуру артикуляционного аппарата;
- состояние моторики, центральной нервной системы;
- определяют умение фонематически анализировать речи.
Для подтверждения диагноза будут проводиться следующие тесты:
- выделение заданного звука в слове;
- придумывание новых слов;
- распределение картинок по начальному звуку;
- особенности разделения слова на слоги;
- сравнивание по звуковому составу;
- возможность выявить неправильное произношение, воспроизводимое другим человеком;
- умение выделять заданный звук из ряда других.
Методы лечения
Дисграфия у детей, коррекция включает в себя следующие моменты:
- при оптической форме письменно выполняются специальные упражнения, главная задача научиться узнавать и различать схожие предметы, элементы;
- упражнения для развития памяти, восприятия, мышления;
- используют речевые игры для развития языкового синтеза и анализа, например, речевую арифметику или наборщик, ребенку предлагают придумать или отгадать ребус или загадку;
- работа, направленная на развитие лексико-грамматической структуры речи;
- при акустической форме дают задания, основанные на формировании распознавания фонем на уровне слогов, словосочетаний;
- если нарушено звукопроизношение, выполняется задание на автоматизацию, постановку звуков речи и обучение различия со схожими по произношению;
- если имеют место органические факторы появления дисграфии, то может возникнуть необходимость в медикаментозной терапии, лечебной физкультуре, массаже и физиотерапии.
Занимаемся дома
Если выявлена дисграфия у детей дошкольного возраста, то лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, не запускать состояние ребенка. Иногда родители хотят обойтись своими силами.
- Развивать моторику можно при помощи лабиринта. Важно, чтобы малыш проводил линию без отрыва, движение совершал исключительно рукой, листок не перемещал. Благоприятное воздействие окажет штриховка, рисование графических диктантов, нахождение букв и предметов в сюжетных картинках.
- Чтоб развить внимание, если имеют место оптикопространственные нарушения, дают задания на:
- буквенное конструирование из отдельных элементов;
- превращение одних букв в другие;
- расшифровку символов, которыми изображают буквы;
- задают искать литеры в предметах;
- вставлять пропущенные слова в предложение или буквы в слова;
- чтоб малыш смог зрительно запомнить то, как выглядит буква, ему поможет упражнение, при котором нужно будет обводить в тексте или вычеркивать заданную букву.
- Если имеет место нечеткое или неправильное произношение звуков, то необходимо в предложенных словах пытаться найти загаданный звук, придумывать новые слова с ним. Эффективным является изучение скороговорок и стихов.
- Если есть необходимость в развитии лексико-грамматического построения речи, то можно заняться игрой «скажи наоборот». Задача малыша — к услышанному слову подобрать вариант с противоположным значением.
- Если отсутствует фонематическая система, нужно выполнять упражнения на определение расположения звуков в длинном слове. Для этого необходимо слово разрезать на три части, чтобы имелось начало, середина и конец. Задача ребенка – определять, из какой части заданный звук. Также можно играть, создавая новые слова из последнего слога.
Меры предосторожности
Профилактика дисграфии у детей включает в себя следующие мероприятия:
- развитие психических функций еще до начала освоения письма;
- занятия для развития крупной и мелкой моторики;
- обучающие игры;
- упражнения на развитие памяти и внимания, мышления;
- занятия на музыкальном инструменте.
Если у ребенка отсутствует серьезное нарушение, то дисграфию может сделать обратимой. Важно заниматься со своим малышом, начиная с раннего возраста, развивать его навыки. При малейшем подозрении на дисграфию, нужно своевременно обращаться к узким специалистам для подтверждения диагноза и начала коррекции состояния.